ИНТЕРВЬЮ С ВИКТОРИЕЙ ТЕЛЕТЬЕН

«В какой-то момент мне захотелось чего-то текучего, жидкого – я начала писать акварелью»

Виктория Телетьен не впервые выставлялась в Харькове, но впервые продемонстрировала картины акварелью на выставке в «Ampersand food&art». Молодая художница перешла от живописи маслом к жидким краскам: почему? Об это она и рассказала нашей редакции во время беседы.

I. «Ampersand food&art» и «Aquarelle»

Идея создать выставку родилась не у меня, а у владельца кафегалереи «Ampersand food&art». Мы с Антоном Крячко давно знакомы – заканчивал нашу Академию дизайна и искусств. К слову, он помог мне организовать мою первую выставку в галерее «Академия».

Антон пришел в мастерскую и увидел новую серию работ, написанных акварелью (до этого я рисовала маслом). После чего предложил сделать выставку в своем кафе. Наверное, я бы не выставляла работы акварелью, если бы не предложение Антона, потому что этими красками я рисовала в свободное время для удовольствия.

В «Ampersand» помещение маленькое, не сильно обязывает к чему-то грандиозному, как например, большие залы в галерее.

Волнение пред открытием

Ранее я выставлялась во Львове и Донецке, в Харькове же это 4 выставка. С каждым разом все проще и проще сделать картины, экспозицию и уже не так переживаешь, как во время первых двух выставок. Хотя мне все равно немного волнительно: хочется, чтоб пришли люди и остались довольны.

На открытие пришли друзья. (Смеется). Всегда приятно, когда приходят люди, которых ты любишь. Безусловно, были и другие гости, которым интересно мое творчество.

«Aquarelle» - Why?

В какой-то момент мне захотелось чего-то текучего, жидкого – я начала писать акварелью, хотя раньше мне не нравился этот материал. Люблю делать что-то новое: устала писать маслом - поработаю-ка акварелью.

К тому же занимаюсь еще и театральными постановками, росписью стен – стараюсь всегда экспериментировать.

У выставки «Акварель» нет конкретной темы, образа – краска объединяет картины. В есть и мотивы пророщенного лука, овощей, симметричных и зеркальных пятен...

Цвет

Не люблю сильно кричащего цвета в живописи. Нравятся оттенки перетекающие друг в друга, мягкие и плавные. Люблю голубые, зеленоватые тона: спокойные, чтоб глаз не уставал смотреть.

В акварели есть эта легкость. Видимо, я устала от живописи, и поэтому перешла к безмятежным и нежным краскам.

«Зимовий стан»

Картина «Зимовий стан» подразумевает консервацию человека, предмета, изображает некомфортность. Зима – это мертвый сезон для растений. Ростки же могут прорастать в определенных условиях и в эту пору года, пускай даже в маленькой баночке – но это ведь все равно жизнь. Вот такая идея.

«Річ у плямі»

«Річ у плямі» - изображает реальный предмет и ирреальное пятно, которое расплывается. Соединение этих двух субстанций – это что-то необычное, что существует в своей единой плоскости.

«Предмет, про який я нічого не знаю»

Интересно писать с предметов, о которых ничего не знаешь. Вот допустим объект картины «Предмет, про який я нічого не знаю» я увидела в Польше и не могла разобраться, что же это: опрыскиватель для пчел, кофеварка…?!

Меня загадочные предметы притягивают. Я даже специально ходила по двору и искала какие-то странные вещи, что бы ими поделиться в будущем. А что мне оставалось делать: я рисовала и фотографировала, с собой же я не могла забрать. (Пожимает плечами и смеется)

«Меня вдохновляют необычные вещи»

Меня вдохновляют необычные вещи, которые находятся вокруг. «Предмет, про який я нічого не знаю», пророщенный лук – вроде простые предметы, но для меня они необычные, индивидуальные.

Я обращаю внимание не на красивый цветок, а на цветок уже смятый или усохший, переживший свою короткую жизнь.

Портреты тоже люблю писать (друзей, знакомых), но маслом – эта работа притягивает. Незнакомого человека, которого встретила бы на улице, я постеснялась бы просить позировать мне – да, и знакомых хватает в принципе. Безусловно, в людях тоже ищу какие-то необычные черты. Нравится, когда человек выделялся из общей массы.

Хочется показывать какую-то особенность, как в предметах, пейзажах так и в людях.

Сюрреализм в работах

Соединение несоединимого придает моим работам сюрреалистичность, особенно в ранних, в живописи маслом.

Я не планировала делать выставочные картины сюрреалистичными, но, думаю, все равно направление проскальзывает в моих работах и без моего желания.(Застенчиво улыбается)

Время написания

В течение дня рисуется одна картина, но иногда, я возвращаюсь к ней и что-то добавляю. Время написания зависит все-таки от вдохновения.

Есть желания рисовать – садишься и быстро начинаешь работать, не отвлекаясь, и не замечаешь, как уже время прошло, как опоздал куда-то. Главное, если ты доволен процессом.

«Часть работ были нарисованы в Польше»

Картины выставки «Акварель» я писала менее года. Часть работ были нарисованы летом 2014 на пленэре в Польше. Первый раз выехала в такой дальний пленэр.В городе Родзымин предоставили акварель. Собственно, это стало толчком для освоения нового стиля. В принципе, выигрышно гулять на природе, захватив с собой бумагу и акварель – все же легче, чем громадные холсты.

Вернувшись в Харьков я не оставила мягкие краски, а наоборот продолжила делать работы акварелью.

Что обещает Польша?

Приехала я в Польшу скорее по приглашению и поспособствовала этому моя подружка Валя. Она тоже художница.

Я выставляла свои работы на пленэре, после окончания мероприятия мы делали общую выставку, но хотелось бы, конечно же, открыть и персональную выставку. Хотя Польша пока ничего не обещает, нужно договариваться – как и везде.

II. В Подвале художников

Я работаю в Подвале художников на Пушкинской. Оптимальная обстановка для меня, когда в мастерской я пишу одна. Дома мне неудобно – кот бегает, интернет отвлекает… (Виктория улыбается и смущается, показывая, что и художников отвлекают социальные сети)

Академия дизайна и искусств в моей жизни

Академию я закончила 3 года назад, там уже не работаю. Когда я училась, то любила оставаться после занятий – многие расходились; и когда в мастерской оставалось двое-трое человек – это было самым плодотворным временем для меня. Появлялась возможность уединиться и погрузиться в себя, поразмыслить о предметах и о том, что ты делаешь.

В академии многое дал мне Евгений Котляр, он мог часами сидеть с каждым, разбирая наши композиции. К каждому искал свой подход, не навязывая всем какой- то единый стиль. Так же многому учились и друг у друга (про одногруппников), просиживая с утра до позднего вечера в мастерских академии.

Я рада, что попала в Харьков. До этого я училась в донецком училище и долго не могла решить где продолжить обучение: или во Львове, или в Харькове, или в Полтаве. Харьков – это мой город, мне нравятся люди, и архитектура, да всё мне здесь нравится! (Улыбается)

После академии

После Академии дизайна и искусств я еще года два училась в студии Николая Коломиец. Он, кстати, тоже заканчивал наш вуз. Пребывание в студии многое поменяло в моем творчестве – я нашла свой язык.

Закончив академию, 5-6 лет работала в академическом стиле и потом задумалась о дальнейшем своем творчестве – хотелось найти что-то новое. Сейчас мои работы боле проработаны, продуманы. Если в вузе ты больше рисовал на эмоциях и впечатлениях, то сейчас ты задаешь себя вопросы: «А что я делаю? Зачем?» – и тут уже рождается идея.

Но работа в академии, в студии и сейчас – это разные периоды. Я не могу сказать, что какой-то хуже, а какой-то лучше – они просто разные. Кому-то нравятся мои ранние работы, кому-то новые, а мне дороги все.

Мотивация

Я не могу сказать, что меня мотивируют какие-то деньги, выставки – этого может и не быть совсем. Ты можешь долго рисовать картины, и никто их не купит, и никто не увидит их.

Но желание запечатлеть то, что тебя трогает, всегда живет в художнике. Например, когда увижу какой-то предмет, пейзаж, я могу ходить неделю и думать о нем, а в голове будет вертеться и вертеться этот образ, идея. Подобное состояние и есть мотивация – стремление как бы высунуть эти эмоции, мысли, оставив их на холсте или бумаге, чтоб они не мучили меня.

Критика и мои работы

О выставке «Акварель» я еще не встречала комментариев. Экспозиция для меня непринужденная, как и сами работы, как и акварель. Я особо и не жду отзывов, анализа. Это легкая летняя выставка.

Иногда, мои работы обвиняют в мрачности, особенно, если полотна сюрреалистические, и я использую яркие пятна, например, красный. Люди сразу ассоциируют этот цвет с кровью, жестокостью. Если на картине нарисуешь лезвие, череп козы, сухие цветы и красное пятно, то у людей возникают мысли о трауре, пессимизме. Для меня же красный цвет воплощает активную энергию, страсть, яркую и сильную эмоцию, но никак ни кровь.

Я прислушиваюсь к критике преподавателей, например, к Николаю Коломиец, людей, которые разбираются в искусстве – это не более двух-трех человек.

III. «Вдохновляюсь творчеством художников и фотографов»

>Их картины вечны

Когда впервые увидела книгу работ Эгон Шиле, то подумала: «О! Вот это художник! Нужно заполучить эту книгу!». Картины мастера сильно повлияли на мое творчество, да и работы других художников таких как: Ван Гог, Фрида Кало.

Современные художники

Я вдохновлялась какими-то сюрреалистическими работами. Сейчас часто просматриваю работы современных художников: Павел Маков, Роман Минин, Николай Коломиец, Юра Штайда.

Современные фотографы

Также меня могут вдохновить фотографии Юры Штайда, Боба  Михайлова и Roberto Kusterle. Они мне кажутся сюрреалистичными. Roberto Kusterle делает невероятные постановки: люди с головою рыб, с крыльями, с клювом или с другими непривычными объектами. Фотограф создает необычный, сказочный мир.

После просмотра подобных работ я заряжаюсь эмоциями, которые воодушевляют творить. Каждая картина – это отдельный маленький мир, который мною же выстраданный.

Удовольствие – рисовать

Я должна получать удовольствие от работы. Я мучаю себя, если насильно заставлять себя рисовать, то картина и будет смотреться напряженно.

Музыка и творчество

Я работаю под музыку, как со спокойной, меланхоличной, например, David Lynch, так и эмоциональной – Muse.

Для кого я рисую?

В первую очередь, я рисую для себя, уже после появляется желание поделиться творчеством с окружающими. Хотя не многие могут понять искусство. Возникает проблема, когда сталкивается искусство и рабочий класс, часто эти две сферы не воспринимают друг друга.

Я понимаю, что невозможно угодить каждому – не могут же все быть единомышленниками.

Цель моего творчества – взаимодействовать с миром и окружающими. Я бы хотела, чтоб мои работы были увидены.

P.S.: Во время беседы, заметила, что Виктория Телетьен немного застенчива, но при этом искрения личность. С ней было настолько приятно разговаривать, что после отключение диктофона мы проболтали еще минут 20 не только об ее творчестве, но и жизни корреспондентов редакции, и об академии. Приятно видеть, что после окончания вуза художница беспокоится о процветании альмаматер и благодарна ей за значительный вклад в ее творчество.

Алина Башлыкова